Все о шерсти, Статьи   ·   Пока нет комментариев

История цветов. Глубокий и таинственный синий… Часть 1. Вайда.

В данной серии публикаций я поделюсь с вами некоторыми любопытными находками по теме «история цвета».

История цвета и его использования для меня, как исследователя текстиля, очень привлекательна, ведь она с очень интересной стороны рассказывает о людях, об экономике, о географии, обо всем том, чем и как жили наши предки. Она тесно вплетена в другие, более масштабные события: войны, сотрудничество, и даже формирование цивилизаций. Как любая история, она помогает лучше видеть и настоящее: то, что происходит в мире текстиля сейчас. Кроме того, с историей цвета связано множество легенд и крылатых выражений во многих языках.

Устойчивый синий цвет, получаемый из нескольких видов растений, известных под общим названием «индигофера», считается «королем цветов» среди красильщиков. Совершенно разные, с ботанической точки зрения, растения, используемые в процессе получения синего красителя, распространены по всему свету: несколько видов в Африке, Индии, на юге Азии, в Китае, Японии, Вьетнаме, в Тайланде, в Европе и в Америке.

Синий цвет, главным образом в Европе и Африке, получают из двух растений: из Вайды красильной (Isatis Tinctoria) и из Индигоферы красильной (Indigofera Tinctoria, Indigofera Arecta).

Объединяет все эти растения то, что они не являются прямыми носителями пигментов, которые могут растворяться в воде, а значит, — окрашивать. Эти растения содержат только исходное вещество, которому необходимо претерпеть ряд трансформаций, чтобы стать растворимым в воде и способным проникать в волокна.

Я разделю свой рассказ на две статьи, в первой я расскажу про Вайду красильную, а во второй — про Индигоферу красильную.

Вайда красильная — это растение, известное со времен Античности. Использовалась она не только в качестве красителя, но и как лекарственное растение для лечения кожных заболеваний. Евреи делали из нее чернила, а галлы вымазывались с ног до головы, чтобы пугать римлян. Согласно легенде, римляне не любили синий, а галлы выпрыгивали из кустов вымазанные синей краской, пугая путешествующих на колесницах римских граждан. Идею переняли варвары и викинги, и синий на какое-то время стал цветом войны.

С 12 века начинается невиданный рост производства синего. Связано это с тем, что происходит в это время в истории католичества. До 12 века синий цвет отсутствует как в привычных нам изображениях неба, так и полностью исключен из католического культа. В 12 веке для католиков Бог становится Богом Света, а Свет — синим. С этой эпохи мы наблюдаем синее (а не красное, и не золотистое, и не белое, как раньше) небо в живописи, а рост культа девы Марии, связанной с небесами, также приводит к тому, что синий отныне становится цветом изображения ее одежд. Более того, синий все больше используется во внутреннем убранстве церквей.

Таким образом, раз уж синий становится религиозным атрибутом, французские короли Св. Людовик и Филипп-Август, подтверждая свое «божественное происхождение», не отстают, и также начинают его использовать для идентификации: отныне синий становится цветом французской короны. Конечно же, знать следует за своим королем. Так, всего за три поколения синий становится цветом аристократии. Эти события положили начало головокружительному успеху синего цвета и вайды. Красильщики соревнуются в наилучших рецептах создания синих оттенков и достигают в этом совершенства.

На синем цвете расцветают несколько регионов Европы: Тюрингия и Тоскана. Во Франции поначалу само растение — источник синего цвета находится только на севере, и приносит богатство Пикардии и Нормандии, носит при этом привычное нам название «вайды». По подсчетам историков, 80 % строительства знаменитого Амьенского собора финансируется торговцами Вайды. Не зря в этом соборе имеются витражи с их изображением.

Постепенно, в процессе окрашивания вайдой, красильщики замечают, что для полноценного роста растения и максимального развития синих пигментов, на севере Франции не хватает солнца. Так, в 1450 годах растение спускается на юг, в район Тулузы, а также вместе с «местом жительства» меняет и свое название: отныне во французском языке «вайду» на юге стали называть «пастелью красильной». Здесь доступ к окрашиванию вайдой имеют только красильщики королевских семей, так как для простых людей это просто слишком дорого.

«Королевский голубой», «Синее золото», «Пастель» — все эти и многие другие слова и словосочетания тесно связаны во французском языке с вайдой красильной.  В эпоху Возрождения синий цвет вайды часто сравнивали с небесно-синим.

В 16 веке Вайда оказалась в центре экономики юга Франции, обеспечив массу рабочих мест и интенсивное производство голубого и синего цветов.

Благодаря вайде тулузские купцы переживают свой «золотой век», многие из них наживают на ней целые состояния: в момент пика торговли, к 1550 гг. им принадлежит примерно 1000 га полей вайды.

Но этот благородный цвет не остался эксклюзивом королей и аристократии. Крестьяне и фермеры собирали остатки красителя на дне красильных баков и выкрашивали им ставни домов, рога быков и коров, двери, шкафы, лодки. Было замечено, что дерево, покрашенное вайдой, не едят насекомые, а также оно действует как фунгицид. Данные свойства вайды были научно доказаны в 20 веке.

В то время, как крестьяне собирают красители со дна баков, художники благодаря все той же вайде изобретают новый тип рисунка: пастель. Именно в эпоху Возрождения, когда научились собирать и использовать пену вайды с поверхности красильных баков, начинается история этого нового жанра рисования. Для этого пену тщательно собирали, очищали, измельчали и использовали в качестве синего пигмента в живописи.

В конце 16 века неурожаи, религиозные войны, а также появление на европейском рынке более дешевого (так как производится рабами) индиго окончательно, вплоть до наших времен, свергают вайду с престола.

Более того, небывалый рост производства синего в 12 — 16 веках не остается простым мирным событием. В эту эпоху начинается настоящая война цветов, между привыкшими к своему насиженному месту торговцами марены красильной (источник красного цвета) и новоиспеченными торговцами вайдой. Война красного и синего продолжается вплоть до 18 века.

Впоследствии упадка производства, долгое время вайда и синий вайды были совершенно забыты, уступив место более дешевому индиго.

Сегодня во Франции, благодаря усилиям энтузиастов, с 1996 года восстановлены процессы окрашивания тканей и одежды с помощью вайды. Полностью восстановить процесс оказалось довольно не просто. Создание синего — долгий и довольно трудо- и времязатратный процесс. Благодаря консерваторам-любителям были найдены и преумножены семена «той самой» вайды, а также восстановлены и процесс сбора, и процесс обработки растения.

Вайда может давать от нежно голубых до глубоких синих оттенков.

Хотя все растение вайды прекрасно само по себе, именно листья используются для производства синего пигмента. Что немаловажно, для вайды необходимо минимум 15 солнечных дней подряд, чтобы максимально накопить вещества, способствующие образованию пигмента. Если солнца будет меньше, то и синий будет только голубым. Если солнца будет еще меньше, голубого может и не быть. Вайду собирают один раз в два года, на второй год роста растения обновляя семенной фонд.

Листья вайды смалываются и вымачиваются, затем скатываются вручную в удобные для транспортировки сухие шарики — «скорлупки». Обычно, этим скатыванием занимались женщины и дети. Шарики высушивались в домах, подвешенные в корзинах под потолком, или же прямо на площадях деревень. Сушилки шариков подвешивали максимально высоко, ведь готовая к окрашиванию шарики дорого продавались и считались «синим золотом», на которое часто покушались воры.

Последующее получение пигмента заключалось в длительной ферментации в стоячей воде с содержанием человеческой мочи.

Небольшой анекдот: в эту эпоху существовала профессия «писальщик», предназначенная исключительно для мужчин. Профессия была очень выгодной: по вечерам мужчинам оплачивалось пиво и выпивка, а на следующий день они  должны были идти и отдавать урину в красильные цеха.

После полного выделения пигмента в красильный бак определенным образом помещалась ткань, и когда ее вытаскивали, сначала она была зеленоватого цвета. При контакте с воздухом ткань постепенно приобретала голубой или синий цвет.

Сегодня процесс окрашивания по-прежнему остался ручным, так как все попытки сделать это промышленным способом, в связи с особенностями самого процесса, оказались неудачными.

Многие отмечают, что окрашивание вайдой и ткани, ей окрашенные, обладают целебными свойствами. И это не удивительно, ведь само растение вайда является лекарственным.

В наше время также было восстановлено создание пастельных карандашей с помощью вайды, согласно рецептуре Возрождения. С помощью пигмента, полученного из вайды, создаются 4 оттенка от синего до голубого. Пастельные карандаши по-прежнему формуются вручную и сушатся в течение двух недель.

Если уж рассказывать о вайде, то нужно сказать, что сегодня в косметических лабораториях также заинтересовались зернами вайды, и используют уникальные свойства ценного для косметики масла.

Сегодня силами энтузиастов организуются ежегодные праздники для широкой публики.

Если вам понравилась моя статья, оставляйте комментарии, и я и дальше продолжу делиться и рассказывать об истории других цветов. До новых встреч!

Влюбленная в шерсть,

Екатерина Горж.

Предыдущая запись Руно альпаки. Путь от фермы к потребителю.
Следующая запись Книга «Прядение для всех». История создания. Часть 1.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
Метки