Екатерина Горж
Дорогие рукодельницы, пряхи и любители шерсти!
Как родилась идея создания такого словаря? Делов том, что когда несколько лет назад я начала прясть,а затем и преподавать прядение, я столкнулась с массовым использованием англицизмов и кальки с иностранных языков. Как человек, неравнодушный к родному языку, культуре и сохранению традиции, я не могла поверить, что в нашем богатейшем текстильном наследии не остались исконно русские термины, обозначающие явления, связанные с обработкой шерсти и ручным прядением. Так началось исследование длиною в несколько лет, вылившееся в итоге в книгу «Прядение для всех», которое не прекращается и до сих пор. Мне удалось найти и систематизировать основные термины, связанные с ручным прядением, подвести их под современное употребление и представить читателям в книге и теперь уже в этом словаре.
Данный словарь сделан для вас и для развития нашего с вами общего любимого дела, а также с целью повсеместного распространения грамотного использования терминологии шерсти и прядения на русском языке.
В основу представленного вам словаря легла шестая часть книги «Прядение для всех», которая была в значительной степени дополнена иллюстрациями, некоторыми терминами и сверстана специально для удобного чтения с экрана.
С целью широкого распространения знаний о прядении и шерсти словарь распространяется за счет автора, но если вы хотите поддержать автора любой суммой, то мы будем очень благодарны за любую поддержку: отзыв, распространение информации или небольшая сумма — все пойдет в дело дальнейших исследований и, возможно, печатного издания новых версий данного словаря. Контакты вы найдете на странице 33.
Кроме того, предполагается, что словарь будет постоянно дополняться и улучшаться, следите за обновлениями на сайте прядение.рф.
Благодарю всех за внимание!
Прядите с радостью!
Ваша
влюбленная в шерсть
Екатерина Горж
Вынесение терминологического словаря в отдельную часть книги было обусловлено стремлением автора подчеркнуть важность использования русской терминологии ручного прядения. Составление такого словаря — непростая задача, так как в процессе необходимо основываться на лексике, сохранившейся в различных источниках профессиональной и этнографической литературы, и одновременно учитывать новые тенденции и используемые в обиходе современных прях термины. Кроме того, на русскоязычном пространстве исторически сложились совершенно разные региональные термины, обозначающие одни и те же явления. Также необходимо уточнить, что многие определения в русском языке (как и в других языках) являются условными, некими точками отсчета для разделения понятий. Такими являются, к примеру, определения классической, полукамвольной и полусуконной пряжи, а также «арт-пряжи».
Представленный вашему вниманию краткий русский терминологический словарь прядения и шерсти восстановлен по источникам из совершенно разных областей знаний, где сохранились крупицы лексики, связанной с обработкой волокон и прядением. При составлении словаря использовались такие науки, как этнография, история, археология, промышленное прядильное производство, текстильное материаловедение, шерстоведение, инженерная механика и другие.
В словаре собраны основные термины, используемые сегодня в сфере прядения. Как и при составлении любого словаря, передо мной, как исследователем и переводчиком, стояла задача не только найти исконные значения слов, но и выйти на их русский эквивалент в процессе перевода с иностранного языка. Однако в случае отсутствия в русском языке эквивалентов (в связи с отсутствием самого явления) в словарь включались постоянно употребляемые в мировой практике термины.
Мир русскоязычного прядения постоянно расширяется и углубляется, а язык — живой организм, постоянно меняющийся и развивающийся, поэтому данный словарь будет отражать эту особенность и будет регулярно дополняться и исправляться.
Приятного изучения!
Андское ссучивание — ссучивание пряжи из одного источника, которое, благодаря специальной намотке на руку, позволяет ссучивать одинарную нить сразу с двух ее концов.
Армированная/напрядная пряжа — пряжа, где волокна напрядены на сердечник (основу), представляющий собой фабричную нить любого состава. Армированная пряжа относится к фасонным типам пряжи.
Арт-пряжа — в широком смысле любая пряжа, отличная от классической сбалансированной пряжи. То же, что фасонная пряжа. В узком смысле арт-пряжа — это пряжа, способная по своим цветовым и выразительным средствам оказывать на человека воздействие, которое сравнимо с эстетическим воздействием произведения искусства.
Барабанный кардер/бытовая барабанная чесальная машина — аппарат, используемый для прочесывания слежавшихся волокон и/или для смешивания различных типов волокон с целью создания ватки/батта (кардочеса) большого объема.
Игольчатое полотно такого кардера набито на барабан, который вращается от рукоятки или электропривода и позволяет прочесать или смешать волокна. Различают барабанные кар-
деры с различным типом игольчатого полотна: от полотна с тонкими и близко расположенными иглами (для тонких типов волокон) до полотна с толстыми и реже расположенными иглами (для более толстых волокон).
Блокировка нитей/пряжи (ВТО) — стирка и последующая сушка готовых нитей в горячей мыльной воде для придания пряже окончательного вида. В процессе блокировки вытянутые во время чесания и прядения волокна расправляются, возвращаются в свое естественное состояние и занимают окончательное положение. Стирка по температурному и механическому воздействию должна соответствовать тонине и степени свойлачиваемости волокна, а также желаемым свойствам пряжи.
Бросовый метод прядения — прядение, при котором веретено держится на свежеспряденной нитке с помощью крючка или полуштыка, а пряха «бросает» (не держит) само веретено в процессе прядения. В последние годы данный метод стал называться подвесным.
Ватка (батт) — волокнистый продукт кардочесания, может быть получен прочесыванием на барабанном кардере или на ручных ческах.
Веретенная прялка — полупрялка-полуверетено, при работе с которой вращение происходит за счет рукоятки, ножного привода или педали, присоединенной к маховому колесу, а намотка пряжи на веретено производится ручным способом. В статье можно подробнее почитать про один из видов веретенной прялки — чарку.
Веретено — приспособление для ручного прядения. Чаще всего в виде палочки (оси) с грузиком (пряслицем) для увеличения скорости и долготы вращения. Грузик может быть отдельным (съемным) или выточенным прямо с осью. Существуют веретена с верхним, средним и нижним пряслицем (в зависимости от его расположения на оси). Веретено может быть снабжено крючком или выемкой для удобства закрепления спряденной нити с помощью полуштыка.
Различают подвесные и опорные веретена. Веретеном также называется ось рогульки в самопрялке или ось в веретенной прялке. Подробнее о веретенах здесь.
Волокнистый продукт — совокупность разрыхленных или прочесанных тем или иным методом волокон.
Волокно — очень тонкая (измеряемая в микрометрах) непряденная нить животного, растительного или минерального происхождения.
Воробы — то же, что мотовило, только другой формы.
Вытягивание — один из этапов прядения, процесс утонения и удлинения волокнистого продукта, при котором происходит смещение или сдвиг волокон в продукте в направлении его длины. В результате вытягивания волокна распрямляются, разглаживаются и в некоторой мере параллелизуются, уменьшается поперечное сечение продукта, он удлиняется и утоняется.
Различают предварительное, камвольное (короткое) и суконное (длинное) вытягивание. Метод вытягивания определяет способ входа крутки в нить и итоговые свойства пряжи.
Выход пряжи — выраженное в процентах отношение полученной пряжи к изначальному количеству волокна, использованного в ее выработке.
Гребенная лента/топс — волокнистый продукт гребнечесания, получаемый путем распрямления и параллелизации волокон с помощью гребней, а также их сортировки по длине. Волокна в гребенной ленте имеют одинаковую длину.
Различают ручной и промышленный топс. В ручном топсе, в отличие от промышленного, все волокна расположены по направлению роста. Вы можете подробнее почитать о всех видах волокнистого продукта
в статье.
Гребенная планка — удлиненный гребень для прочесывания или смешивания большего количества волокон, чем позволяют обычные гребни.
Гребнечесание — прочесывание волокнистого материала гребнями. В процессе гребнечесания самые длинные и крепкие волокна отделяются от остальных, укладываются строго параллельно, распутываются и распрямляются, улучшается штапельный состав материала, волокнистый материал полностью очищается от коротких волокон и сорных примесей.
Традиционно гребнечесание используется для волокон длиной более 7 см.
В результате гребнечесания получается топс или гребенная лента.
Гребни (однорядные, двурядные, трехрядные и т. д.) — парный инструмент для прочесывания или смешивания волокон длиной более 7 см с целью создания волокнистого продукта, называемого гребенной лентой и предназначенного для камвольного (гребенного) прядения.
Деление — процесс утонения волокнистого продукта, при котором происходит продольное разделение произведенной путем кардочесания ватки или путем гребнечесания ленты на более узкие полоски. Из образовавшихся полосок можно получить тонкие ленточки ровницы.
Замасливание — нанесение специального состава на волокна перед разрыхлением или прочесыванием с целью избавления от статического электричества.
Запоясная прялка — прялка, представляющая собой стоячок иногда в виде развилки на две, три или четыре части, к которой привязывается кудель. Такая прялка затыкается за пояс, чтобы пряха могла прясть на ходу.
Запрядная/стартовая нить — нить, которая привязывается к катушке самопрялки или к веретену и с которой начинается прядение.
Зачатыш/кубышка — неполное веретено пряжи.
Зона вытягивания — место во время прядения между уже сформированной (скрученной) нитью и куделью, где волокна легко скользят между собой и где формируется толщина нити.
Камвольная пряжа — пряжа, спряденная из гребенной ленты камвольным (коротким) вытягиванием.
Камвольное/короткое вытягивание — такое вытягивание волокон в процессе прядения, когда сначала ровница вытягивается до необходимой толщины, а затем в этот участок допускается вход крутки. Название данного вида вытягивания отражает его суть — вытягиваются короткие
участки: от трети до половины длины данного типа волокна. В результате короткого вытягивания получается камвольная (из гребенной ленты) или полукамвольная (из кардочеса) пряжа.
Кардочес — продукт кардочесания. Волокна в кардочесе расположены как параллельно, так и хаотично. Кардочес может иметь форму ватки, рулета, кардерной ленты. О разных видов волокнистых продуктов можно почитать в статье.
Кардочесание — прочесывание разрыхленной шерсти и других волокон на инструменте с кардерной поверхностью и получение кардочеса, а также смешивание различных волокон или цветов с целью создания ватки заданной однородности.
В процессе кардочесания волокна разъединяются, распутываются, частично распрямляются, из них частично удаляются растительные примеси и небольшое количество коротких волокон. Инструментами для кардочесания являются кардщетки, малая щетка и барабанный кардер.
Кардщетки/кардетки/чески/хлопушки — парный инструмент для прочесывания и подготовки шерсти к прядению после мытья и разрыхления. На кардщетках возможно также смешивание цветов и волокон, в результате работы кардщеток получается кардочес.
Кардщетки могут быть предназначены для работы с различными типами волокон и различаются по форме, размеру и частоте расположения зубьев на игольчатом полотне.
Классическая пряжа — равновесная пряжа, где две (и более) равномерные одинарные нити одной толщины ссучены между собой.
Клубочница — инструмент для создания клубка из пасмы. Существуют клубочницы ручные или механические.
Косица (шерсти) — пучки шерсти, состоящие из волокон различных типов, не уравненных по длине и тонине.
Крепость пряжи/волокна — способность пряжи/волокна сопротивляться растягиванию. С повышением крутки крепость пряжи повышается, но до определенного предела. Пряжа должна
обладать крепостью, соответствующей выработке изделий, для которых она предназначена.
Критическая крутка — крутка, при которой пряжа достигает своей максимальной прочности. Повышение крутки после достижения критической крутки приводит к снижению прочности пряжи.
Крутка — то, что держит волокна вместе, соединяет их между собой; отношение числа оборотов вокруг оси отрезка нити к длине этого отрезка.
Крутка выражается числом кручений, приходящихся на единицу длины нити (1 м, 1 см, 10 см). По величине крутки пряжа бывает слабой, средней, повышенной и сильной крутки. По направлению крутки пряжа бывает правой крутки, обозначаемой буквой Z, и левой крутки, обозначаемой буквой S.
Крученая пряжа — две или более одинарные нити, соединенные между собой кручением. В результате кручения повышается прочность, равномерность и гладкость пряжи.
Крученая пряжа может быть одно-,двух-, трех- и многокруточной.
Кручение — процесс укрепления волокнистого продукта, в ходе которого одному концу продукта сообщается вращательное движение относительно другого, неподвижного его конца, в результате чего волокна располагаются примерно по винтовым линиям.
Кудель — подготовленный для прядения волокнистый продукт животного, растительного, синтетического или искусственного происхождения или смесь таких волокон. Виды кудели: кардочес (ватка), кардерная лента, рулет, сливер, топс (гребенная лента).
Метраж — длина пряжи, чаще всего выраженная в метрах на 100 г. веса.
Микрон/микрометр — единица измерения поперечного диаметра волокон (тонины), равная 10-6 метра (сокращенно мкм).
Мотовило/мотушка/моталка/воробы — инструмент для создания пасмы, необходимый для блокировки пряжи, а также облегчающий вычисление ее метража после прядения. Посмотрите
видео, как использовать мотовило.
Мычка — немного вытянутый кончик кудели, готовый к прядению.
Навитыш — полное веретено пряжи, смотанной с двух веретен на одно.
Наматывание — этап прядения, когда только что спряденная нить наматывается на веретено или на катушку (при прядении на самопрялке). Наматываться также может ровница — на руку или в клубок — для облегчения подачи волокон в процессе прядения.
Непропряд — место в нити, где волокна не скручены или недостаточно скручены. Может представлять собой слабое место в нити или, напротив, быть специально созданным, как, например, в фасонной пряже, для достижения определенного эффекта.
Нить в два, три и более сложений — пряжа, где две, три и более одинарные нити ссучены между собой.
Ножное веретено — веретено с осью большой длины и пряслицем большого диаметра, расположенное под углом 45 градусов и вращающееся на специальной опоре, установленной
на полу. Запускается веретено ногой, таким образом руки пряхи полностью освобождаются. Часто рекомендуется при прядении фасонной пряжи, требующем одновременного манипулирования различными элементами.
Образующая барабана — промежуток, где начинается и заканчивается игольчатое полотно, предназначенный для разъединения прочесанного волокна с целью снятия его с барабана.
Овчинная стрига — шерсть, состригаемая с овчин.
Однокруточная пряжа — пряжа, полученная одновременным скручиванием двух, трех и более нитей. Однокруточная пряжа может состоять из двух, трех и более сложений.
Однониточная (одинарная, одиночная) пряжа — нить, состоящая из отдельных волокон, скрепленных круткой. При раскручивании однониточная пряжа распадается на отдельные волокна. Одинарная нить является менее крепкой и чаще всего ссучивается с другой такой же нитью с целью закрепления крутки и сообщения пряже равновесности (кроме тех случаев, когда перекос вязанного полотна соответствует дизайну изделия). Создание равновесной одинарной нити требуетот пряхи тщательно продуманных и заранее просчитанных действий.
Опорное веретено — веретено, вращение которого во время прядения происходит на опоре. Многие веретена могут использоваться и как опорные, и как подвесные. Посмотрите видео
об опорных и подвесных веретенах.
Основа/сердечник — нить, на которую напрядается волокно при прядении напрядным способом с целью создания напрядной (армированной) пряжи. Нужно ли прясть на основу и в каких случаях смотрите в видео.
Ость/остевой волос — жесткие грубые толстые прямые волоски в шерстяном покрове животного. Как правило, ость непрочная, колючая и ломкая, а потому по возможности удаляется из кудели до прядения. Исключение составляет ость собачья — она прочнее подшерстка. Волокна животного происхождения с высоким содержанием остевого волоса (более 20%) ценятся ниже, так как требуют большего объема работы по его удалению.
Паковка — (в текстильной промышленности) определенное количество текстильного материала (продукта или полуфабриката), получаемое на различных этапах технологического процесса. Варианты паковки: катушка, бобина, початок, шпуля, валик, навой.
Пасма — намотанная в виде длинных петель пряжа. Может быть сделана путем намотки на мотовило, моталку, воробы, стул, дверь или локоть. Как сделать пасму смотрите в видео.
Передаточное отношение (число) — одна из важных характеристик самопрялки, определяющая ее скорость, а именно отношение частоты вращения махового колеса к частоте вращения шкива. Обозначается в виде дроби, где за единицу принимается один оборот махового колеса, а за второе число — количество оборотов шкива. Современные самопрялки имеют различные пере-
даточные отношения, обозначенные в инструкциях, равные, к примеру, 1/7, 1/8, 1/12, 1/16, 1/20.
Перекручивание — явление, при котором ссученная нить чересчур сильно закручивается сама на себя, образуя множество мелких узелков, в отличие от равновесной нити.
Пересечка/переслежина — местное утонение в пряже или ровнице, полученное в результате ошибки, допущенной в процессе вытягивания.
Подвесное веретено/дропшпиндель — веретено, которое во время прядения вращается в подвешенном на только что спряденную нитку состоянии. «Дропшпиндель» до- словно переводится как «бросовое» веретено, то есть веретно, которое пряха «бросает» и которое во время прядения держится на нити. Нитка может крепиться за крючок или через полупетлю. О прядении на таком веретене смотрите видео.
Полукамвольная пряжа — пряжа, спряденная из кардочеса методом камвольного (короткого) вытягивания.
Полусуконная пряжа — пряжа, спряденная из гребенной ленты методом суконного (длинного) вытягивания.
Полуштык — петля, накидываемая на веретено без крючка с целью его подвешивания на нитке, которая прядется в данный момент. Используется при методе бросового прядения.
Предварительное вытягивание — техника вытягивания волокон, предшествующая прядению (этап предпрядения) и облегчающая само прядение. Часто используется начинающими или с некоторыми видами волокна, к примеру при прядении из руна альпака. При предварительном вытягивании кудель оформляется в ровницу, которую можно наматывать на запястье для удобства прядения на веретене или самопрялке.
Припрядка/налепыш — утолщение нити, которое появляется в результате неаккуратного соединения пряхой порванной кудели и нити. В случае если нити используются для ткачества, в месте припрядок они часто рвутся, не проходя через бердо.
Простень — полное веретено пряжи.
Прядение — совокупность технологических операций по получению непрерывной нити определенного диаметра, прочности и ровноты из волокон сравнительно небольшой длины путем их скручивания между собой.
Пряжа — нити, полученные в результате прядения. Пряжа состоит из очищенных, распрямленных, равномерно и параллельно расположенных волокон, скрепленных кручением.
Прялка — деревянное приспособление для привязывания кудели (может быть в форме буквы Г, точеной палки или любой другой). Также разговорное общее название любых инструментов для прядения, таких как русская прялка, самопрялка, электропрялка, веретенная прялка.
Пряслице — грузик, предназначенный для увеличения скорости и долготы вращения веретена. Может быть съемным или цельным с осью веретена.
Прясть — осуществлять прядение; (от санскрита) вертеть, крутить, скреплять что-то круткой. Прясть можно по или против часовой стрелки.
Пух — тип шерстяного волокна, характеризующийся тониной шерсти ниже 30 мкм и состоящий из чешуйчатого и короткого слоев.
Равновесная пряжа — пряжа, которая в свободном состоянии не образует петель — сукрутин. Равновесность пряжи является ее важнейшим свойством и зависит от правильного сочетания количества крутки в однониточной и крученой пряже. Неравновесная пряжа дает перекошенное полотно в изделии.
Разрыхление — разделение массы волокнистого материала на мелкие клочки, уменьшение его плотности и ослабление связи его волокон. Происходит путем расщипывания или трепания.
Расщипывание — этап в работес шерстью, следующий за мытьем, когда слежавшиеся или спутавшиеся в результате мытья волокна разделяются в результате воздействия разнонаправленных заостренных зубьев или колок. При таком разделении материал разрыхляется.
Ровница — волокна, вытянутые в виде тонкой ленточки (толщиной от 0,5 до 3 см в диаметре). Различают ровницу из кардочеса и гребенную ровницу. Ровница, в отличие от лен- ты, слегка скручена, имеет округлую форму и дополнительно вытянута.
Рогулька/рогач — деталь самопрялки, позволяющая осуществлять механическую намотку спряденных нитей на катушку за счет разницы скоростей вращения шкивов рогульки/рогача и катушки.
Рулет/ролаг — волокна, прочесанные на смешивающей доске или кардщетках и скрученные рулетом.
Руно — цельный, снятый путем стрижки, связанный в одно целое шерстяной покров животного (овцы, барана, альпака).
Русская прялка — стоячок в виде лопаски, гребня или развилки, крепящийся под прямым углом к подставке-донцу, на которое садится пряха, а к стояку привязывается кудель. Раз-
личают, например, такие виды русских прялок, как «коренуха» — прялка, изготовленная из цельного куска дерева, для которой лопаска вырезалась из ствола, а донце — из корневища, расположенного перпендикулярно стволу, и «точенка» — прялка, круглые детали которой выточены на токарном станке.
Самопрялка — инструмент для прядения с колесом, рогулькой, катушкой и приводом, приводимый в движение путем нажатия на педаль. Механически скручивает вытянутые пряхой волокна и с помощью рогульки наматывает их на катушку. Посмотрите видео о том, как выбрать самопрялку.
Сердечник — то же, что основа.
Сечка (подсечка, подстрижка, подстрига, пересечка) — короткие отрезки шерсти, получающиеся при исправлении неправильно выполненной стрижки, когда стригаль проходит по шерсти второй раз.
Система прядения — совокупность операций от подготовки сырья до создания пряжи, в результате которых вырабатывается пряжа, обладающая различными свойствами. Различают камвольную, суконную, полукамвольную и полусуконную системы прядения, а также многочисленные промежуточные варианты. Подробнее о системах прядения читайте в книге
«Прядение для всех».
Сложение — элемент однониточной крученой пряжи. Количество сложений в пряже может быть любым.
Смеска — масса волокнистых материалов, хорошо перемешанных в заданных соотношениях, из которой при последующей переработке изготовляется пряжа. Как правило, смеска образуется настилом друг на друга слоев предварительно разрыхленного материала с последующим поперечным отбором его от всех слоев. Сегодня в продаже можно встретить смески, где волокна с разными свойствами перемешаны между собой для улучшения и взаимодополнения свойств каждого типа волокна. Наиболее часто встречаются смески из шелка с мериносом, шелка с шерстью, вискозы с шерстью и другие.
Смешивание — технологические операции по выравниванию перемешанной волокнистой массы. К смешиванию в ручном прядении прибегают с целью равномерного перемешивания различных типов волокон или цветов. Особо важно смешивание при выработке так называемой меланжевой пряжи, когда соединяются белая и окрашенная шерсть.
Смешивающая доска — плоская доска с игольчатой поверхностью, предназначенная для смешивания прочесанных волокон и создания рулетов для прядения. Иногда ее называют карддоской.
Стращивание (разг.) — то же, что трощение. О преимуществах трощения смотрите в видео.
Степень использования прочности волокон в пряже — отношение относи- тельной прочности (разрывной длины) пряжи к относительной прочности волокна. Согласно исследованиям степень использования прочности волокна в однониточной пряже составляет 40–50%, в однокруточной пряже в два-три сложения — 50–60%, а в двукруточных нитях — 70–80%.
Суконная пряжа — пряжа, спряденная из кардочеса путем суконного/длинного вытягивания.
Суконное/длинное вытягивание — вытягивание волокон во время прядения, когда кручение «входит» в зону вытягивания. Такое вытягивание происходит за счет самого кручения.
Как правило, данный тип вытягивания используется для коротких волокон, подготовленных методами кардочесания. В результате суконного вытягивания получается суконная (из кардочеса) или полусуконная (из гребенной ленты) пряжа. Посмотрите видео о длинном вытягивании.
Ссучивание — скрепление круткой двух, трех и более одинарных нитей. При создании классической пряжи ссучивание осуществляется в направлении, противоположном прядению.
Счетчик пряжи — инструмент для расчета тонины или метража пряжи во время ее перемотки в пасму или в клубок.
Тонина — величина поперечного сечения нити или волокна. Тонина пряжи измеряется метрическим номером, численная величина которого равна длине пряжи в метрах, разделенной на ее вес в граммах. Тонина волокон измеряется в микрометрах (мкм). Чем больше число, тем меньше тонина.
Трепалка — приспособление для трепания мытых или слежавшихся волокон.
Трепание — воздействие на волокнистый материал, при котором происходит его разделение на части с выделением сорных примесей. Сорные примеси и клочки коротких волокон частично отделяются и отпадают.
Трощение — соединение и намотка вместе двух нитей и более на веретено или в один клубок под одинаковым натяжением. Используется как этап, предшествующий сcучиванию, для создания одинакового натяжения в нитях и облегчения последующего процесса ссучивания. Видео о трощении.
Трощеная нить/пряжа — нить, состоящая из двух или более параллельно сложенных нитей, не скрученных между собой.
Турецкое веретено — подвесное веретено, пряслице которого имеет крестообразную форму, снимается и разбирается, что позволяет получить готовый клубок прямо с веретена. Статья, где можно почитать подробнее о турецком веретене.
Угары — отходы, потери волокна в процессе обработки на каждом этапе прядения. Например, рвань ровницы, комочки, рвань пряжи.
Угол кручения — угол наклона линии положения волокна в поверхностном слое пряжи к оси этой пряжи.
Угол ссучивания — угол наклона однониточной пряжи в ссученнной нити относительно оси этой пряжи.
Фасонная пряжа — пряжа, отличающаяся от классической равномерной пряжи тем, что ее получают путем создания различных эффектов: узелков, шишечек, спиралек, штопоров, петелек, сукрутин.
Фланцы — плоские детали круглой формы с каждой стороны катушки для удерживания нитей на катушке. Благодаря фланцам на катушку можно наматывать больше нитей с одинаковой высотой намотки всех слоев.
При отсутствии фланцев, как в случае с веретенной прялкой или веретеном, образуется паковка с коническими плечиками. С внешней стороны фланцы снабжены шкивами (малым — для двойного привода, большим — для монопривода).
Цепочечное ссучивание — ссучивание с целью получения имитации пряжи в три сложения путем создания из одинарной нити цепочки из удлиненных воздушных петель и их ссучивания между собой. Иногда цепочечное ссучивание называют «навахо». Можно делать как на самопрялке, так и на веретене.
Чарка — индийская веретенная прялка, популяризированная М. Ганди во время движения сопротивления в Индии. Благодаря высокому переда- точному числу используется главным образом для прядения очень коротких волокон, таких как хлопок, як и другие. Здесь можно дополнительно почитать статью о чарке.
Шкив — деталь самопрялки, представляющая собой плоский диск с канавкой по окружности, передающая движение от приводного ремня к рогульке или катушке. Используется для переключения скорости прядения, то есть количества крутки, входящей в нить за один оборот
махового колеса на самопрялке. С более подробной схемой деталей самопрялки можно ознакомитсья в книге «Прядение для всех».
Штапель (шерсти)— пучки волокон тонконрунных и полутонкорунных пород, уравненных по длине и тонине. Посмотрите видео про штапель и как используется это слово.
Электропрялка— самопрялка, приводимая в движение с помощью электричества, скручивающая волокна и наматывающая их на катушку. Может быть с педалью или кнопкой.
Дорогие читатели!
Ручное прядение — удивительный и глубокий мир, а современное прядение дает возможность очень глубокого изучения волокон, техник ручного прядения и подготовки руна с нуля. Научившись качественно прясть, Вы откроете для себя необъятный мир творчества, недоступный большинству простых рукодельниц.
Вы можете продолжить обучение прядению различными способами:
1. Книга. В книге Екатерины Горж «Прядение для всех», изданной в 2017 г. в высоком качестве печати, вы найдете все необходимые материалы, детали, тонкости и техники ручного прядения. Подробнее почитать о книге и приобрести ее можно на сайте прядение.рф, где вы найдете массу полезной информации о ручном прядении в разделах «блог» и «статьи». Полистать книгу можно здесь. Так же Вы можете почитать многочисленные отзывы читателей, которые уже успешно учатся по книге, или улучшают и углубляют имеющиеся навыки ручного прядения.
2. Мастер-класссы. Преимущество мастер-класса — попробовать множество техник и инструментов, кроме того, мастер работает непосредственно с Вами.
Вы можете постараться найти такие мероприятия в ближайшем к вам городе. Кроме того, вы можете собрать группу и пригласить автора для проведения мастер-классов в вашем городе.
Подробнее о работе автора на Мастер-классах, условия проведения и отзывы по ссылке.
3. Видеокурсы. Для желающих обучаться не выходя из дома, вы можете пройти он-лайн курсы. Разработаны курсы «Прядение для начинающих», «Крашение волокон животного происхождения», готовится к запуску курс «Арт-пряжа как результат намерения», следите за обновлениями информации.
E-mail: ekaterinagorges@gmail.com
Инстаграм: @katia_gorges
Вконтакте: https://vk.com/ekaterinagorges
Сайт: прядение.рф
You Tube: https://www.youtube.com/channel/UCa-c5yOF4PP7qGMTmmWPFkA
Facebook: https://www.facebook.com/ekaterinagorgesteacher
«Радуга Ремесел»: https://vk.com/raduga_remyosel
Прядильный клуб: https://vk.com/priadilniyklub
Запись и заявки на мастер-классы http://eepurl.com/dpDuYP
Екатерина Горж – основатель школы рукоделия «Радуга ремесел», преподает через Интернет и на выездных очных мастер-классах в разных городах и странах. Публикуется в журналах по прядению на английском языке Ply и Spin-off, а также в русскоязычных изданиях: Knitted dreams magazine и Felt Fashion. Автор статей о вязании, прядении, истории текстиля, шерстоведении. С супругом и детьми живет и ведет хозяйство во французской деревне.