Интервью Екатерины Горж порталу http://modnoe.tv/.
Как вы считаете, эко-тренд – удобная пиар-игрушка брендов или действительно долгосрочная тенденция?
Эко-тренд — это мировая тенденция, захватившая Европу в последние десятилетия. На мой взгляд, как и любая другая тенденция, она является гармоничным и естественным этапом развития общества. После массовой индустриализации, удешевления всех видов продукции и массового производства в XX веке, население перенасытилось и устало от «просто дешевых товаров».
Эко-тренд, который мы можем наблюдать сегодня, вырос из слоев людей, ищущих осознанного потребления, максимального контроля за качеством и происхождением любой продукции. Несомненно, только в последние десять лет это явление стало массовым среди потребителей. На мой взгляд, есть несколько типов бизнесов и предприятий, работающих в мире эко-трендов. Первые – те, кто пришел в эту сферу «изнутри», как люди, глубоко убежденные в необходимости коренным образом менять сложившиеся методы производства и потребления товаров. Я их называю «настоящими» или «аутентичными». К ним, как правило, относятся мелкие виды бизнеса и индивидуальные предприниматели. Здесь на первом месте стоят ценности максимально точного знания всего о своем продукте и всегда поиск компромиссов между ценой, экологичностью и качеством.
Вторые – это те, кто наживается на тенденциях. Приставка «эко» стала сегодня очень популярной и ее приписывают куда ни попадя. Такое явление есть как в Европе, так и в России.
Проблема в нашей стране заключается еще в том, что у нас нет долгой традиции роста экологической осознанности и прослойки населения, глубоко понимающей процессы экологичности. Она только начинает формироваться.
Какая на ваш взгляд специфика отношения потребителя к популяризации экологических стандартов в России?
Эко-тренд пришел в Россию в большинстве своем с запада и через продавцов, и только отчасти естественно формировался среди населения в качестве ценности осознанного потребления. В этой связи в России экотренд имеет окраску «модности», я бы даже сказала «гламурности», «глянцевости» при том, что часто его приверженники даже не совсем понимают в чем его специфика. Это рождает также недоверие к этому тренду в экономическом плане среди более осознанных слоев населения.
Кроме того, специфика широкого населения на русскоязычном пространстве в том, что большинство считает, что экотовары не могут стоить дороже обычных (такое мнение существовало до недавних пор и в Европе), так как их производство требует меньших затрат. Такое положение вещей влияет на массовое недоверие к товарам с приставкой «эко», и надо сказать, что очень часто это оправдано (когда речь идет о «второй» категории бизнеса, упомянутой выше).
Дело в том, что на этой иллюзии играют обычные массовые производители: они убеждают, что незачем зря переплачивать за приставку «эко». На самом деле, экономика современного производства такова, что в магазинах массового потребления во второй половине XX века в Европе цены массово снижались в рамках свободной конкуренции. Так, мы привыкли к крайне низким ценам на товары широкого потребления. И в Европе, и в России зачастую мы платим за товар намного меньше, чем он действительно стоит при нормальном, экологичном цикле производства. При этом львиную долю прибыли получает не производитель, а перекупщик. За счет чего это происходит? За счет снижения качества и соответствия принципам разумного природопользования. Таким образом, мы можем наблюдать, как развитие крупных сетевых гипермаркетов повлекло за собой уничтожение мелкого крестьянского хозяйства, не выдерживающего конкуренции с крупнейшими производителями. Это и повлекло за собой массовое уничтожение сельского хозяйства в некоторых европейских странах. В действительности фермерские товары не могут стоить одинаково с масс-маркетом.
Как вы думаете, возможна ли эко-перестройка отечественного производства в масштабе масс-маркета?
Возможно все, это зависит от того, кто за это возьмется.. Вопрос в другом: насколько масс-маркет совместим с экологией? На мой взгляд, если строго подходить к экологическим стандартам, они не совместимы.
Необходимо отметить, что в масштабе масс-маркета эко-перестройка производства не произошла ни в одной стране. Истории известны примеры лишь узконишевой перестройки производства, и экопроизводство сосуществует с обычным.
Как вы считаете, эко-тренд вообще имеет смысл в реалиях российского рынка?
Все, что трогает лично хоть какого-то человека, имеет смысл. В России все больше людей, которых беспокоят вопросы бережного отношения к природе, здорового питания, экологически чистого жилья, и конечно для них это в любом случае имеет смысл. Именно с таких людей и выросли все современные экологические тенденции в Европе. На мой субъективный взгляд, не стоит форсировать события с точки зрения масс-маркета и большого бизнеса. Если задачи в эксплуатации эко-трендов ради получения прибыли – это один путь. Если задача идти и делать бизнесс в соотвествии со своими убеждениями и ценностями – это совершенно другой путь. Каждый имеет право идти по своему пути, а потребитель выберет своего производителя сам.
Какими способами можно привлечь внимание потребителя к экологической моде?
У меня встречный вопрос: кому привлечь и ради чего? По-моему, настоящая аутентичная экологичность и так привлекает сегодняшнего потребителя: все хотят натуральное, простое и экологичное. Отталкивает его только попытка заработать денег на тенденциях. Ведь именно под таким соусом многие производители выдвигают свои товары как самые «экологичные». Поэтому я рекомендую стать понастоящему экологичными, найти экспертов по своей теме, и рассказывать про это максимально открыто, честно и широко. Сегодня это тоже в тренде: искренность, открытость, прозрачность. А если это еще и эко, — вообще круто.