Все о шерсти, Статьи   ·   Пока нет комментариев

Пряжа. Всё, о чём вы не подозревали. Простая пряжа.

Казалось бы, что такое пряжа, знают все. Но к сожалению, в ныне широких рукодельных кругах часто случается то путаница в названиях пряжи, то неверное понимание состава и структуры нити, то стереотипы, а то и просто рукодельницы теряются в обилии новых видов пряжи. Попробуем внести ясность.

На самом деле, изучение видов пряжи, её свойств и правильных названий является неотъемлемой частью постоянного профессионального роста вязальщицы. Зная все нюансы и особенности изготовления пряжи, её внешнего вида и свойств, проще понимать:

  • как достигается тот или иной эффект в изделии;
  • как можно заменять пряжу из описаний, сохраняя эффектность изделия и его преимущества, а иногда и улучшая его;
  • как, меняя или дополняя пряжу, можно придать изделию желаемые свойства (эластичность, драпируемость, прочность, тепло, блеск…);
  • как осознанно выбирать пряжу для изделия, безошибочно определяя, что она даст в большой работе;
  • чего ожидать от той или иной пряжи.

* Здесь вы найдёте также объяснения, отчего свойства разной пряжи с одинаковым составом порой совершенно различны, откуда берутся катышки, отчего полотно может «косить» и многое другое!

В этом номере мы открываем серию статей о пряже и предлагаем первый материал этой серии, тема его  – простая пряжа. В дальнейшем мы поговорим о фасонной пряже (пряже с фактурными эффектами) и о пряже с различными цветовыми эффектами.

Автор: Екатерина Горж

Небанальные подробности и инструкция к применению

Сначала как вязальщица, а затем уже как мастер прядения, углублённо изучающий свойства пряжи и её особенности, со временем я стала понимать, что в процессе изготовления пряжи ни одна мелочь не может оставаться на волю случая.

Я приготовила для вас подробнейший разбор существующих сегодня видов пряжи и надеюсь, что он поможет вам в творчестве.

На что обычно обращает внимание рукодельница при выборе пряжи?

Первым делом – на внешний вид, цвет, состав, мягкость, в случае конкретного проекта – на метраж и вес… И увы, все мы не раз сталкивались с ситуацией, когда готовое изделие ни эстетически, ни по качеству не отвечает ожиданиям. Конечно, на ум приходит, что нужен опыт и километры провязанных рядов, но…

Прочная база знаний о пряже и её свойствах точно никому не помешает. Для краткости ограничимся сегодня только шерстяными и натуральными составами.

Что такое пряжа?

Пряжей называют текстильную нить, состоящую из волокон ограниченной длины, соединённых между собой скручиванием. Условно пряжу по способу создания можно разделить на два вида: обычную (состоит из одной или нескольких ровных нитей одинакового диаметра по всей длине, скрученных между собой) и фасонную (обладает различными эффектами).

Можно ли выделить, что в пряже самое главное?

Нет, потому что важно всё: и состав, и качество волокон, и их свойства и длина, и метод подготовки волокон, и само прядение, и крутка, и цвет, и его сочетания.

Поговорим подробнее о каждом из этих пунктов.

ИТАК, ЧТО ВЛИЯЕТ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ НА КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА ПРЯЖИ?

  1. СОСТАВ. На свойства пряжи прямое воздействие оказывают свойства самого волокна, каждой отдельной шерстинки, входящей в состав. Здесь пряжу делят на однородную (состоит из волокон одного вида), смешанную (состоит из смеси разных волокон)и неоднородную (когда две однородных или смешанных пряжи скручены между собой).

Возьмём, к примеру, часто встречаемый на этикетках состав «100 % шерсть». На первый взгляд, тут всё просто. Но возникает вопрос: какая именно шерсть? Овечья, верблюжья, альпака, ангорской козы (мохер), ангорского кролика (ангора), яка, собаки, опоссума…

К счастью, сегодня это указывается, ведь благодаря уточнению чаще всего растёт и цена. Но даже если ограничиться простой овечьей шерстью – какая конкретно овечья шерсть?

Порода овцы и личные качества каждой особи

Во-первых,  промышленная  выработка пряжи  происходит путём смешивания огромной массы шерстяных волокон (на фабриках перерабатывают от 3 до 10 тонн сырья в день). Поэтому ошибочное или преднамеренное (например, с целью снижения себестоимости) внедрение в производство даже малого количества некачественного сырья может драматически повлиять на итоговые свойства всей партии пряжи или некоторой её части.

Во-вторых, овцы обладают множеством видов шерсти, что проявляется даже в рамках одной породы, а в некоторых случаях – у одной и той же особи из года в год.

Несомненно, все звенья шерстяной отрасли стремятся к максимальной гомогенизации итогового продукта, но, как знают опытные вязальщицы, результат не всегда бывает на высоте…

Рассмотрим самые распространённые сегодня породы и их свойства.

МЕРИНОС

Ещё несколько лет назад никто из простых потребителей даже не слышал о мериносе, но в последние годы особые свойства шерсти этой породы овец в сочетании с требованиями времени привели к тому, что производители стали использовать название породы как маркетинговый ход.

Несомненно, шерсть овец мериносовых пород может быть очень тонкой, что напрямую связано с мягкостью. А мягкость, как известно, – один из важнейших критериев при выборе пряжи.

Единственное, о чём молчат производители, но необходимо учитывать любой вязальщице, – это что в зависимости от вида мериноса (в одном только СССР было выведено около 40 пород, а разработки продолжаются и по сей день), его волокно обладает большей или меньшей длиной, тониной, эластичностью, что в свою очередь в значительной степени влияет на окончательные свойства пряжи.

Бесспорно, все виды мериноса достаточно эластичны, но обладают разной степенью белизны, разной тониной (разброс может быть от 14 до 26 микрон) – а значит, и разной мягкостью, длиной и упругостью, блеском и гладкостью. Это – один из факторов, объясняющих порой существенные различия в качестве пряжи даже одной партии.

Словарик

Микрон (микрометр (мкм, мк, µ)) – мера измерения диаметра волокон,

равная 10−6 метра.  Считается, что чем тоньше волокно, тем оно мягче. К примеру, кашемиром является козий пух от 13 до 19 мкм, меринос бывает от 14 мкм до 21 или 26 мкм по различным классификациям.

Как известно, плохой шерсти не бывает, бывает её неправильное применение.

Меринос – отличная шерсть для нижнего белья и нательной одежды, но из-за своих особенностей совершенно не годится для верхней, в носках из-за слишком тонкого волокна быстро изнашивается, а в некоторых случаях может терять форму и вытягиваться.

Вот тут нам и приходят на помощь другие породы.

ПОЛУГРУБЫЕ ПОРОДЫ ОВЕЦ

К примеру – все длинношерстные: исчезнувшая Русская длинношерстная, Голубомордая, Венслидейл, Лонгвул, Линкольн и многие другие.  Происходят от традиционных английских пород, специально выведенных для создания высококачественной  классической  камвольной пряжи  (см. ниже), обладают  шерстью тониной от 26 мкм и выше.

Такие волокна имеют следующие свойства: сильный блеск, значительная длина (иногда до 25-30 см), высокая драпируемость, малая эластичность, высокая износоустойчивость и прочность. Благодаря гладкой структуре и особому строению поверхности, также могут ощущаться как очень мягкие.  

Более того, существует масса пород овец с совершенно уникальными свойствами, которым можно дать проявиться, только перерабатывая их отдельно. В большинстве случаев такие «детали» либо не учитываются производителями, либо просто не указаны на этикетке, а пряжа приводится к среднестатистическим показателям «100% шерсть».

Штапели овечьих волокон. Слева направо: Лестер, Меринос, Венслидейл, Лонгвул, Мэшам, Тисвотер

Несомненно,  производство шерсти  из специфических пород  требует более тщательного  подхода, а соответственно,  и больших затрат на производство, что означает либо снижение прибыли производителя, либо повышение цен на пряжу. Но такие затраты часто оправданны, ведь они позволяют поддерживать местное шерстяное животноводство, сохранять разнообразие видов и в значительной степени улучшать качества пряжи и готовых изделий.

Сегодня у некоторых производителей уже можно иногда встретить указание на породу овцы, и это не может не радовать! Остаётся надеяться, что шерсть остальных зарегистрированных 500 пород овец всего мира тоже найдёт в ближайшее время применение в пряже.

Некоторые производители и продавцы идут ещё дальше: конечный потребитель может точно знать, как и где проходят все этапы шерстеперерабатывающей промышленности.

Возраст животного

Большое значение для качества шерсти, помимо породы, играет возраст – общеизвестно, что первая стрижка большинства животных даёт самое тонкое, а значит, и самое мягкое волокно. В некоторых случаях его получение возможно ещё во время второй и третьей стрижки. Так на наших прилавках появляется более дорогостоящая пряжа кид мохер, беби альпака, шерсть ягнят, беби кэмел и другие.

Итак, мы прикоснулись к самому важному элементу, определяющему качество пряжи: составу. Подытожим, на что же влияет данный параметр в пряже и изделии:

  • крепость и износоустойчивость;
  • мягкость;
  • гладкость;
  • свойлачиваемость;
  • блеск;
  • белизна (если это белая пряжа, или яркость и чистота цветов, если она окрашена);
  • эластичность;
  • драпируемость;
  • теплоизоляция.

Но состав – это далеко не всё, что влияет на окончательный вид и свойства изделия. Рассмотрим и остальные параметры.

2. СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ И ПРЯДЕНИЯ ВОЛОКОН

Как  бы удивительно  это ни звучало для  человека непосвящённого,  но именно выбор метода переработки волокна и его прядения может в значительной степени повлиять на результат, дав проявиться наилучшим качествам волокон или идя вразрез с их природными характеристиками.

Совокупность  операций по выработке  пряжи из волокна называют  системой прядения.

В систему прядения входят операции по мытью, трепанию, перечёсыванию, параллелизации, вытягиванию и скручиванию волокон в нити. Упрощённо существующие сегодня в промышленности системы прядения можно распределить в две группы: гребённую и кардную (аппаратную).

! Главное для рукодельниц – понимать, что при абсолютно одинаковом качестве исходного сырья две системы прядения выдают два совершенно различных продукта,  свойства которых  тоже разнятся. Именно  выбор системы прядения для тех или иных волокон объясняет, отчего пряжи одного и того же состава могут по-разному вести себя в изделиях.

В кардной системе прядения непосредственно перед прядением большая часть волокон распрямлена и параллелизирована, но некоторая их часть находится в хаотичном состоянии, могут присутствовать волокна разной длины. Такую пряжу также называют аппаратной или суконной.

К примеру, в случае большой разницы в длине между волокнами, самые короткие волокна в пряже впоследствии могут образовывать известные нам катышки.

Зато если разброс в длине волокон незначителен, такая пряжа обладает уникальными теплоизоляционными свойствами, лёгкостью, воздушностью, эластичностью, упругостью, объёмностью и иногда пушистостью.

При гребённой системе прядения сохраняются все волокна только одной длины, при этом они строго параллелизированы и вытянуты, благодаря чему пряжа имеет свойства драпируемости, износоустойчивости, гладкости и блеска. Такая пряжа более плотная и тяжёлая, в ней меньше воздуха, и по этой причине она менее тёплая, но зато со временем она лучше сохраняет внешний вид. Традиционно именно из такой пряжи делают высококачественные ткани, в основном плательные и костюмные. Её также называют камвольной.

На что влияет выбор системы прядения?

В качестве иллюстрации вы можете наблюдать нити из одного и того же исходного сырья, в данном случае это меринос. Одна нить произведена при помощи кардной системы прядения, а другая — гребённой.

МЕРИНОС КАРДЕРНЫЙ (сверху) И МЕРИНОС ГРЕБЕННОЙ (снизу)

На фото видна колоссальная разница между двумя методами выработки пряжи, несмотря на то, что изначальное сырьё строго одно и то же.

Камвольная пряжа более гладкая, на её поверхности практически не видно ворсинок, она больше отражает свет, в ней меньше воздуха. Аппаратная пряжа более рыхлая, воздушная, пушистая, на поверхности есть некоторое количество ворсинок, она занимает больший объём в изделии, как бы «заполняя» петлю.

Можно ли наверняка знать, какая пряжа находится перед вами?

Еще не так давно, в XX веке, большинство производимых пряж создавалось по гребённой системе прядения, так как к пряже предъявлялись требования прежде всего износоустойчивости и крепости (именно по этой причине многие изделия раньше могли быть перевязаны много раз, и пряжа от этого не ухудшалась, а сама одежда долго сохраняла приличный вид), зато такие качества, как мягкость и комфорт, стояли на втором месте.

Во-вторых, как для потребителей, так и для производителей, сегодня имеет значение невысокая себестоимость как сырья, так и процесса производства.

Большинство рукодельниц предпочитает иметь больше разной недорогой пряжи и чаще вязать разные изделия, нежели создавать более дорогие и долговечные изделия, передаваемые из поколения в поколение.

Если учесть, что при гребённой системе прядения отходы могут составлять до 50% веса чистого сырья (из 1 тонны чистой шерсти получают около 500 кг пряжи), а при кардной эта цифра не превышает 20%, то выбор в пользу кардной системы сегодня очевиден. Кроме того, по причине высокой стоимости реже производимая сегодня пряжа камвольного прядения чаще всего попадает на ткацкое производство, а вот отходы от неё используются в аппаратном/кардном прядении, что позволяет держать стоимость пряжи на низком уровне.

Если  два предыдущих  параметра неопытной  вязальщице может быть  сложно определить на глаз, так как  большинство производителей не уточняет  ни породу овцы, ни по какой системе прядения создана пряжа, то следующий параметр вполне можно оценить невооружённым глазом.

3. КРУТКА ПРЯЖИ

Одним из важнейших параметров, оказывающих влияние как на поведение пряжи в вязаном полотне, так и на внешний вид изделия, является крутка.

  1. Как мы говорили в самом начале статьи, по сути пряжа – это волокна, скрученные между собой. Пряжу по виду крутки разделяют на: однониточную пряжу (её также называют одиночной или одинарной), трощёную пряжу (две одиночных нити, сложенных вместе без скручивания) и кручёную пряжу (где две и более однониточных пряж скручены между собой).

На фото «однониточной пряжи» и это НЕ ровница. Ровница – это промежуточный между лентой и пряжей продукт.

Однониточная пряжа (ярко-розовая) и ровница. Сравнение

Как определить, ровница это или пряжа? Если волокна не скручены так, что держатся вместе, то это уже не пряжа, а продукт, предшествующий ей – ровница. Для того чтобы отличить ровницу от пряжи, необходимо потянуть за неё на расстоянии, превышающем длину волокна, и если при лёгком движении она рвётся, значит, перед нами ровница, а если нет, то это однониточная пряжа.

Однокруточная пряжа может быть в два, три, четыре и более сложений, то есть это две и более одинарных нитей, скрученных между собой за одну операцию.

Однокруточная пряжа в два сложения

Однокруточная нить в 4 сложения.

Большинство пряж сегодня однокруточные, и это самые простые виды пряжи, как с точки зрения производства, так и с точки зрения их использования.

Двукруточная  пряжа производится  путём скручивания двух  однокруточных пряж.

Пряжа кабле

Многокруточная пряжа производится путём двух и более операций скручивания однокруточных нитей.

Самый распространённый пример такой пряжи – кабле.

Кабле в 12 сложений

На что влияет вид крутки пряжи?

На крепость и прочность.

По определению, чем больше в пряже сложений, тем крепче данная пряжа на разрыв и тем лучше сопротивляется истиранию.

На вид петель в вязаном полотне.

При одном и том же составе, но при наличии одного или нескольких сложений или круток, пряжа либо лучше показывает себя в узорах с лицевыми и изнаночными  петлями,  либо проявляет  себя в ажурах, либо  придаёт отличную текстуру аранам или узорам из скрещенных петель.

Принято считать, что для ажуров лучше всего подойдёт однокруточная пряжа слабой крутки в два сложения, а однокруточные пряжи в три сложения средней крутки или многокруточные пряжи лучше себя показывают в рельефных узорах.

2.По величине крутки пряжу различают слабой, средней, повышенной и сильной крутки. Это измеряется числом витков пряжи на единицу измерения (в ручном прядении чаще всего в 1 см, в промышленности в 1 м, и обозначается кр/м).

Средняя крутка слева и слабая крутка справа

На что влияет данный параметр?

На крепость пряжи к трению и на разрыв, а значит, на износоустойчивость изделия.

Чем больше крутки в пряже, тем она крепче. Но есть понятие «критической крутки» – крутки, при которой пряжа достигает пика крепости, после чего наоборот – теряет это свойство и быстро рвётся.

На мягкость и жёсткость пряжи.

Чем меньше крутки в пряже, тем она мягче. Чем больше крутки в пряже, тем жёстче она становится.

На эластичность.

Количество крутки в пряже напрямую связано с её эластичностью. Достаточное количество крутки может придать эластичности изначально не эластичным волокнам, таким как мохер, шёлк или альпака.

Качественная пряжа является балансированием между наилучшим проявлением свойств данных волокон для данного изделия и необходимым для крепости данной пряжи количеством крутки.

  1. По направлению крутки пряжа бывает левой крутки (S) и правой крутки (Z).

На что это влияет?

При вязании разные вязальщицы использут разные методы фиксации рабочей нити в руке. Кто-то пользуется бабушкиным методом, когда рабочая нить находится в натянутом положении на указательном пальце левой руки, а кому-то удобно каждый раз отпускать рабочую нить, накидывая её на рабочую спицу правой рукой.

Так, в одном случае рабочая нить может немного раскручиваться, слегка расщепляясь, а в другом – может слегка закручиваться, образуя сукрутины между клубком и изделием. Таким образом, для некоторых вязальщиц нити правой крутки могут быть удобнее, чем левой крутки.

  1. По равновесности пряжа может быть равновесной и неравновесной.

Равновесие в нитях – один из самых животрепещущих вопросов среди вязальщиц. Некоторые фирмы выпускают тонкие однониточные пряжи (часто они выпускаются в пасмах), которые впоследствии в изделии «косят». Такие виды пряжи называются неравновесными.

Неравновесность связана с изначально избыточной круткой в пряже. Как вы уже знаете, именно крутка скрепляет волокна вместе, поэтому выработка однониточной пряжи имеет совершенно иную технологию, нежели выработка пряжи, которая станет подвергаться последующему скручиванию (ссучиванию).

Когда производитель делает традиционную кручёную пряжу, а потом вдруг решает не скручивать две однониточные пряжи вместе, а вместо этого продать их отдельно (то есть в два раза больше нитей), потребитель сталкивается с проблемой «косящей» пряжи.

Таким образом, в большинстве случаев косящая пряжа – это дефект производства, кроме ситуаций, где косящая пряжа производится преднамеренно для создания интересных дизайнерских эффектов, но тогда это уже тема другой статьи.

Сукрутина на однониточной пряже

Что делать, если пряжа «косит»?

  1. В промышленности при нормальных условиях работы пряжа обязательно проходит влажно-тепловую обработку, и если при этом избыток крутки не ушёл, то с ним ничего сделать нельзя (см. п.2).

 домашних условиях, поскольку мы не знаем, прошла ли ваша конкретная пряжа ВВТО, её можно провести на всякий случай: постирайте пряжу в горячей мыльной воде (я использую для всей пряжи недорогое средство для мытья посуды), а делать это удобно, предварительно смотав пряжу в пасму и свободно завязав в нескольких местах. Во время стирки пряжу из легкосвойлачиваемых волокон лучше не тереть и не крутить, производя с ней минимум манипуляций. Одного только погружения и нахождения в горячей воде в течение 10-15 минут достаточно для фиксации крутки.

После такой стирки и полоскания в воде той же температуры, пряжу можно отжать вручную  или завернув  в махровое полотенце  и повесить сушиться. Натягивание пряжи на этом этапе будет излишним – даже если крутка уйдёт в пасме с помощью натяжки, она вернётся в изделие при первой стирке.

  1. Если избыток крутки не ушёл и пряжа не уравновесилась, то есть два варианта.

Либо вязать из этой пряжи изделие, которое при каждой стирке будет подвергаться блокировке (ажурные шали, например), либо вязать изделия рисунком, включающим в себя равное количество лицевых и изнаночных петель.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что чаще всего неуравновешенность встречается в однониточной пряже, в редких случаях она может также присутствовать и в кручёной пряже.

На что влияет равновесность пряжи?

На внешний вид изделия.

Равновесная пряжа ровно ложится в вязаном или тканом полотне любого типа узоров, а неравновесная создаёт «косящее» полотно.

***

Итак, мы шаг за шагом рассмотрели все параметры, влияющие на создание простой пряжи:

  •  углублённо изучили состав;
  •  узнали основные принципы выбора системы прядения;
  •  подробно рассмотрели крутку.

Каждый из этих параметров в отдельности, а также их сочетание оказывают комплексное воздействие на то, какими свойствами будет обладать сначала пряжа, а затем и готовое изделие.

Теперь вы можете констатировать, что создание пряжи – это сложный процесс, требующий высокого профессионализма и учитывающий множество параметров.

Во время планирования создатели пряжи должны отвечать на множество вопросов. Как сделать, чтобы блестящие волокна сохранили блеск, а объёмные – упругость и пушистость? Как спланировать пряжу, чтобы гладкое и шелковистое волокно таковым и осталось в изделии? Сколько крутки необходимо, чтобы данная пряжа обладала оптимальной мягкостью и при этом была прочной?

Таким образом, в качественной пряже учтены исходные свойства волокон, что позволяет им наилучшим  образом  проявиться  в изделии. На  фабриках работают  профессионалы, но ничто человеческое им не чуждо, именно поэтому всегда необходимо самостоятельно разбираться в пряже, а не надеяться на параметры, указанные на этикетке.

Изучайте пряжу и её свойства, и она ответит вам взаимностью!

Влюблённая в шерсть,

Екатерина Горж

Статья вышла в журнале Knitted Dreams Magazine №5, зима 2017

Предыдущая запись Современный словарь прядения
Следующая запись Текстильная промышленность — одна из самых безответственных и опасных в мире

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
Метки